Реклама на сайтах арбитражных судов

В соответствии с Письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 июля 2007 года N ВАС-С01/УИС-984 на интернет-сайтах судов не подлежит размещению реклама любого рода. Однако в настоящее время на подавляющем большинстве сайтов арбитражных судов размещены баннеры либо активные гиперссылки на сайты разработчиков веб-платформ, зачастую по совместительству являющихся справочными правовыми системами (Право.ру, Кодекс). Примеры: 1) http://prntscr.com/7tdu2n - Арбитражный суд Кировской области (баннер Право.ру в левом нижнем углу) 2) http://prntscr.com/7tds5e - Арбитражный суд Ярославской области (баннер Кодекс в правом нижнем углу) 3) http://prntscr.com/7tdt6b - Двенадцатый арбитражный апелляционный суд (активная ссылка на сайт веб-разработчика) Кроме этого, вызывают подозрение в ангажированности некоторые арбитражные суды, разместившие списки сертифицированных медиаторов региона без описания порядка и процедуры составления подобных списков, а также даты их актуализации. Пример: http://prntscr.com/7tekpo - Арбитражный суд Оренбургской области (жирным шрифтом выделены пара медиаторов, подробно описаны преимущества обращения в конкретный центр медиации, отсутствует единообразно оформленный список всех медиаторов, оказывающих услуги на территории субъекта). Прошу Федеральную антимонопольную службу осуществить по моему заявлению проверку сайтов арбитражных судов РФ на предмет размещения рекламы на официальных сайтах госорганов и принять соответствующие меры.

Ответ получен

Текст официального запроса #1

В Федеральную антимонопольную службу

Адрес: Садовая-Кудринская, 11, Москва,

Д-242, ГСП-3, 125 993

[email protected]

№ 754 от «20» июля 2015 г.

ЗАПРОС РЕДАКЦИИ СМИ
о предоставлении информации

В соответствии с Письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 июля 2007 года № ВАС-С01/УИС-984 на интернет-сайте суда не подлежит размещению реклама любого рода.

Однако в настоящее время на сайтах некоторых арбитражных судов размещены баннеры, активные гиперссылки на сайты разработчиков веб-платформ и т. д.

Например,

на сайте Арбитражного суда Кировской области (http://yaroslavl.arbitr.ru/) размещен баннер СПС Право.ru в левом нижнем углу;

на сайте Арбитражного суда Ярославской области (http://yaroslavl.arbitr.ru/) размещен баннер «Кодекс» в правом нижнем углу;

на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда (http://www.12aas.arbitr.ru/) размещена активная ссылка на сайт веб-разработчика.

Также на некоторых интернет-сайтах судов, например, на сайте Арбитражного суда Оренбургской области во вкладке «Медиаторы» (http://orenburg.arbitr.ru/process/mediator) подробно описаны преимущества обращения в конкретный центр медиации, отсутствует единообразно оформленный список всех медиаторов, оказывающих услуги на территории субъекта.

В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с п. 5.3.1.1 Положения, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе, законодательства о государственном оборонном заказе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа);

На основании изложенного и руководствуясь ст. 29 Конституции РФ, ст. ст. 4, 6, 8 и 18 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ст. ст. 38, 39 и 40 Закона РФ «О средствах массовой информации», просим предоставить в семидневный срок следующие сведения/документы:

  1. Являются ли приведенные в запросе примеры рекламой, размещенной на интернет-сайтах судов?

Ответ прошу предоставить в установленный законом срок — 7 дней — по адресу электронной почты: rosotvet@gmail.com

В случае если запрашиваемая информация не может быть предоставлена в семидневный срок, в соответствии со ст. 40 Закона РФ «О средствах массовой информации» прошу уведомить об этом редакцию и указать причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок, а также дату, к которой будет представлена запрашиваемая информация, должностное лицо, установившее отсрочку и дату принятия решения об отсрочке.

Главный редактор

Суворова Т.А.

Запрос отправлен: Июль 20, 2015 в органы власти Федеральная антимонопольная служба

Текст ответа #1.1

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ
СЛУЖБА
(ФАС России)

ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ

Садовая Кудринская, 11
Москва, Д-242, ГСП-3, 125 993
тел. (499) 755−23−23, факс (499) 755−23−24
[email protected] http://www.fas.gov.ru

Главному редактору периодического печатного издания «РосОтвет»

Т.А. Суворовой

Литовский проспект, д. 87, лит А, оф. 300, г. Санкт-Петербург

[email protected]

Об отнесении информации, размещенной на официальных сайтах арбитражных судов к рекламе

Уважаемая г-жа Суворова!

ФАС России рассмотрел Ваше обращение об отнесении информации, размещенной на официальных сайтах арбитражных судов ('http://www.kirov.arbitr.ru/, http://varoslavl.arbitr.ru/, 12aas.arbitr.ru/, http://www.orenburg.arbitr.ru/) к рекламе и сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования — это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Вместе с тем согласно пункту 3 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» данный Федеральный закон не распространяется на справочно­информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

Федеральный закон «О рекламе» не запрещает само по себе размещение рекламы на сайтах судов. При этом не является рекламой информация справочного характера, например, о разработчиках сайта, если она не размещена в целях формирования и поддержания интереса к таким лицам. Во всех вышеперечисленных случаях размещаются лишь ссылки на правовые ресурсы и на создателей (разработчиков) сайтов.

Таким образом, по мнению специалистов ФАС России, информация, приведенная в Вашем обращении на официальных сайтах арбитражных судов (http://www.kirov.arbitr.ru/, http://varoslavl.arbitr.ru/, http://12aas.arbitr.ru/, http://www.orenburg.arbitr.ru/) не подпадает под понятие рекламы, в соответствии со статьей 3 Федерального закона о рекламе и не является рекламой.

А. Б. Кашеваров

Ответ получен: Июль 28, 2015 от органа власти Федеральная антимонопольная служба

Скачать ответ от ФАС