Обязательная проверка счётчиков воды

Насколько законны ссылки поставщика услуг водоснабжения на постановление правительства о необходимости обязательной поверки ИПУ и принудительный перевод расчетов на повышающие нормативы, если они противоречат действующему законодательству? Указанные действия, выраженные в намеренном препятствии своевременной передачи сведений индивидуальных приборов учета (ИПУ), своевольном и незаконном снятии с учета ИПУ и препятствии эксплуатации исправного ИПУ, основаны на ложной информации, противоречат действующему законодательству и ущемляют мои права, поскольку ограничивают исполнение гражданином Федерального закона №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Отсутствие поверки исправного ИПУ не может служить основанием для автоматического снятия его с учета и признания недействительным, поскольку измерения, выполняемые для расчета оплаты коммунальных платежей гражданами, не относятся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. Постановлением Правительства РФ от 08.12.2012 N 1270 средства измерений расхода воды, применяемые при расчете оплаты коммунальных услуг, исключены из Перечня средств измерений, поверка которых осуществляется аккредитованными в установленном порядке центрами метрологии, принятого Постановлением Правительства РФ №250 от 20.04.2010 г. В законодательстве РФ нет нормативного правового акта, которым измерения, выполняемые при расчете оплаты коммунальных услуг гражданами, на основании ч.5 ст.5 ФЗ №102 «Об обеспечении единства измерений», были бы отнесены к сфере госрегулирования обеспечения единства измерений, и к ним были бы установлены обязательные метрологические требования. Таким образом, указанные средства измерения (СИ) не относятся к сфере государственного регулирования. Согласно п.12 Приказа №1815 от 02.07.2015 г. об утверждении порядка проведения поверки, и в соответствии с ч.7 ст.13 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», СИ утвержденного типа, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут подвергаться поверке в добровольном порядке. Установленные в моей квартире исправные ИПУ являются приборами учета утвержденного типа и соответствуют требованиям п.п.34, 80 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354. - Согласно ч.1 ст.13 ФЗ №102 «Об обеспечении единства измерений», обязанность обеспечения своевременной поверки ИПУ возложена лишь на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, а не на граждан – физических лиц. В соответствии с ч.2 ст.3 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов, касающиеся предмета регулирования настоящего закона, применяются в части, не противоречащей настоящему закону. Следовательно, любая иная трактовка, указанная в ведомственных приказах, распоряжениях, правилах, инструкциях, паспортах изделия и прочих подзаконных актах противоречит действующему законодательству, не может быть применима и является противоправной. Подпункт «д» п.34 Постановления правительства РФ №354, в явной форме противоречит ч.1 ст.13 ФЗ №102 «Об обеспечении единства измерений». Указание межповерочного интервала в паспорте ИПУ является лишь уведомительным, и не может служить основанием для признания ИПУ «недействительным» и снятия его с учета, вплоть до момента фактического выхода из строя ИПУ. Техническая документация на ИПУ не является нормой права, и не может противоречить указанным пунктам действующего законодательства, не ограничивающего срок действия ИПУ межповерочным интервалом.

Ответ получен

Текст официального запроса #1

В Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Челябинской области»

454 048, г. Челябинск, ул. Энгельса, д. 46

8 (351) 261-08-72, 232−04−01

[email protected]

№ 984−1 от «17» августа 2016 года.

ЗАПРОС РЕДАКЦИИ СМИ
о предоставлении информации

В соответствии с п. 1.1 Устава Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Челябинской области» (далее «Центр») является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ и (или) оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации функций Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сферах технического регулирования и обеспечения удинства измерений в Челябинской области в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», Федеральным законом от 26 июня 2008 г № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 27 мая 2011 г. № 718 «Об изменении типа федеральных государственных учреждений — центров стандартизации, метрологии и сертификации, находящихся в ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии» путем изменения типа ранее существовавшего Федерального государственного учреждения «Челябинский центр стандартизации, метрологии и сертификации» и находившегося в ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 января 2005 г № 20-р.

На основании изложенного, а также руководствуясь ст. 29 Конституции РФ, ст. ст. 4, 6, 8 и 18 Федерального закона № 8-ФЗ от 09.02.2009 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ст. ст. 38, 39 и 40 Закона РФ № 2124−1 от 27.12.1991 г. «О средствах массовой информации», прошу предоставить в семидневный срок следующие сведения:

  1. Кто и с какой периодичностью должен производить проверку индивидуальных приборов учета (ИПУ) водоснабжения в жилых помещениях для физических лиц, просим предоставить информацию о регулирующих ее нормативно- правовых актах или предоставить ссылку в снти Интернет, где они размещены;
  2. Какими нормативно-правовыми актами регулируется срок службы ИПУ водоснабжения, просим предоставить ссылку в сети Интернет, где они размещены;
  3. Что является основанием для снятия с учета ИПУ водоснабжения, какова процедура снятия с учета ИПУ и какими нормативно-правовыми актами она регулируется.

Ответ прошу предоставить в установленный законом срок — 7 дней — по адресу электронной почты: rosotvet@gmail.com

В случае если запрашиваемая информация не может быть предоставлена в семидневный срок, в соответствии со ст. 40 Закона РФ «О средствах массовой информации» прошу уведомить об этом редакцию и указать причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок, а также дату, к которой будет представлена запрашиваемая информация, должностное лицо, установившее отсрочку и дату принятия решения об отсрочке.

Главный редактор

Суворова Т.А.

Текст ответа #1.1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО
ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
(Госстандарт)

Федеральное бюджетное учреждение
«Государственный региональный центр
стандартизации, метрологии и испытаний
в Челябинской области»

(ФБУ «Челябинский ЦСМ»)

Энгельса ул., д. 101, г. Челябинск, 454 048
тел./факс: (351) 261−08−72, 232−04−01
e-mail: [email protected] www.chelcsm.ru
ОКПО 71 702 875, ОГРН 1 027 403 891 657
ИНН/КПП 7 453 042 996/745301001

19.08.2016 59/02−03−58/2372

На № 984−1______ от 17.08.2016

Главному редактору Периодического печатного издания «РосОтвет»

Суворовой Т.А.

[email protected]

Настоящим сообщаем, что все нижеследующие ответы на Ваш запрос касаются понятия «поверка», а не «проверка» индивидуальных приборов учета, т.к. последнее не входит в виды деятельности ФБУ «Челябинский ЦСМ», регламентируемые Уставом и законодательством РФ в области обеспечения единства измерений.

1 Поверка индивидуальных приборов учета (ИПУ) водоснабжения в жилых помещениях для физических лиц осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» аккредитованными в установленном порядке в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Порядок проведения и периодичность поверки средств измерений, в т. ч. ИПУ регламентируется Приказом Минпромторга России от 02.07.2015 № 1815 «Об утверждении Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке».

Информацию об указанных выше нормативно-правовых документах и их содержание можно найти на официальном интернет- портале правовой информации www.pravo.gov.ru, на официальном сайте Министерства промышленности и торговли (Минпромторга РФ) www.minpromtorg.gov.ru или на сайте Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений www.fundmetroIogy.ru.

  1. Срок службы (эксплуатации) ИПУ устанавливается при проведении испытаний средств измерений и указывается изготовителем в эксплуатационной документации на ИПУ.

Также, обращаем Ваше внимание, что срок службы (эксплуатации) средства измерений и интервал между поверками средства измерений (межповерочный интервал) не являются однотипными понятиями, определяются на основании разных нормативных документов и, как правило, не совпадают.

  1. Одним из оснований для снятия с учёта ИПУ водоснабжения, по мнению ФБУ «Челябинский ЦСМ», является извещение о непригодности средства измерений к применению, выданное аккредитованным лицом (согласно требованиям Приказа Минпромторга России от 02.07.2015 № 1815) по результатам проведения поверки.

Описать процедуру снятия с учета ИПУ, а также привести перечень нормативно-правовых актов по данной процедуре не представляется возможным, т.к. данное не входит в область компетенции ФБУ «Челябинский ЦСМ».

Директор

А.И. Михайлов


Скачать ответ от ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Челябинской области»

Текст официального запроса #2

Пресс-секретарю Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Ракитову Олегу Вячеславовичу

127 994, г. Москва, ул. Садовая-Самотечная,

д. 10/23, стр. 1

+7(495)645−73−32

+7(495)647−15−80, доб.50 811

[email protected]

№ 984−2 от «17» августа 2016 года.

ЗАПРОС РЕДАКЦИИ СМИ
о предоставлении информации

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства (включая вопросы применения в строительстве материалов, изделий и конструкций), архитектуры, градостроительства (за исключением территориального планирования), жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, в том числе обращения с твердыми коммунальными отходами (за исключением вопросов тарифного регулирования), теплоснабжения (за исключением производства тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также передачи тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в том числе произведенной источниками тепловой энергии в случае, если такие источники тепловой энергии входят в схему теплоснабжения, включающую источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в сфере обеспечения энергетической эффективности зданий, строений и сооружений, в том числе в жилищном фонде, в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, в сфере повышения энергетической эффективности экономики субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности, градостроительного зонирования, функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства (за исключением территориального планирования) и жилищно-коммунального хозяйства, функции по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, разработке и согласованию федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ, а также функции государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) федеральных целевых программ (в установленной сфере деятельности Министерства).(п. 1 в ред. Постановления Правительства РФ от 07.11.2015 N 1209)

В соответствии с п. 5.2.69. Минстрой России разрабатывает требования к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей. В соответствии с п. 5.4.65 Минстрой России проводит нформационно-разъяснительную работу совместно с заинтересованными органами государственной власти в субъектах Российской Федерации по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Министерства.

На основании изложенного, а также руководствуясь ст. 29 Конституции РФ, ст. ст. 4, 6, 8 и 18 Федерального закона № 8-ФЗ от 09.02.2009 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ст. ст. 38, 39 и 40 Закона РФ № 2124−1 от 27.12.1991 г. «О средствах массовой информации», прошу предоставить в семидневный срок следующие сведения:

  1. Кто и с какой периодичностью должен производить проверку индивидуальных приборов учета (ИПУ) водоснабжения в жилых помещениях для физических лиц, просим предоставить информацию о регулирующих ее нормативно- правовых актах или предоставить ссылку в снти Интернет, где они размещены;
  2. Какими нормативно-правовыми актами регулируется срок службы ИПУ водоснабжения, просим предоставить ссылку в сети Интернет, где они размещены;
  3. Что является основанием для снятия с учета ИПУ водоснабжения, какова процедура снятия с учета ИПУ и какими нормативно-правовыми актами она регулируется.

Ответ прошу предоставить в установленный законом срок — 7 дней — по адресу электронной почты: rosotvet@gmail.com

В случае если запрашиваемая информация не может быть предоставлена в семидневный срок, в соответствии со ст. 40 Закона РФ «О средствах массовой информации» прошу уведомить об этом редакцию и указать причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок, а также дату, к которой будет представлена запрашиваемая информация, должностное лицо, установившее отсрочку и дату принятия решения об отсрочке.

Главный редактор

Суворова Т.А.

Запрос отправлен: Август 17, 2016 в органы власти Минстрой РФ

Текст ответа #2.1

Пресс-служба Минстроя России <[email protected]>
Кому: «[email protected]» <[email protected]>
дата: 23 августа 2016 г., 18:21
тема: Минстрой России — ответ

Добрый вечер!

Направляем вам ответ на запрос.

1.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_114 247/)
32. Исполнитель имеет право:
г) осуществлять не чаще 1 раза в 6 месяцев проверку достоверности передаваемых потребителем исполнителю сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных в жилых (нежилых) помещениях, путем посещения помещений, в которых установлены эти приборы учета, а также проверку состояния указанных приборов учета;
34. Потребитель обязан:
ж) допускать исполнителя в занимаемое жилое или нежилое помещение для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, проверки их состояния, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей в заранее согласованное в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев;
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_114 247/
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях
«Собрание законодательства РФ», 30.05.2011, N 22, ст. 3168,
«Российская газета», N 116, 01.06.2011.

2.
В соответствии с ГОСТ Р 50 601−93. Счетчики питьевой воды крыльчатые. Общие технические условия
5.2.2 Средний срок службы счетчиков — 12 лет.
Критерии предельного состояния устанавливают в технических условиях на счетчики конкретного типа.
Ссылка на ГОСТ Р есть на сайте www.gost.ru
http://gost.ru/wps/portal/pages/directions?WCM_GLOBAL_CONTEXT=/gost/GOSTRU/directions/Standardization/standards

Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77 904/
Статья 12. Утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений
1. Тип стандартных образцов или тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений.

3. Утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений удостоверяется свидетельством об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, выдаваемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений. В течение срока действия свидетельства об утверждении типа средств измерений интервал между поверками средств измерений может быть изменен только федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений.
Перечень утвержденных типов — http://www.fundmetrology.ru/10_tipy_si/7list.aspx

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 потребитель обязан <обеспечивать проведение поверок в сроки, установленные технической документацией на прибор учёта>. Иными словами, в те сроки, которые указаны в техпаспорте прибора.
В техпаспортах на отечественные ИП холодной воды обычно указаны межповерочные интервалы согласно ГОСТу — 6 лет.

3.
Как только закончился срок службы ПУ, его необходимо заменить новым.
Для этого потребителю надо выполнить действия:
— Нужно заменить старый ПУ. Это можно сделать самостоятельно, вызвать специалиста-частника или обратиться в УК, ТСЖ или ресурсоснабжающую организацию.
— Опломбировку производит исполнитель коммунальной услуги холодного водоснабжения (Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).

Причины замены прибора учета:
1. Личное желание абонента. Никто не запретит потребителю поменять стандартный ПУ на электронный, например.
2. Поломка счетчика. Если диски крутятся без включения воды, или показания в конце месяца существенно больше обычных при таком же объеме потребления, необходимо сдать ПУ на поверку. Но если он эксплуатировался сроком уже 5−6 лет, есть смысл замены ПУ холодной воды.
3. Заводской брак. Новый ПУ, купленный перед установкой, имеет паспорт со всеми техническими данными и возможными отклонениями. Поверять его перед монтажом не надо. Но если ПУ имеет фабричный дефект, неправильно хранился или транспортировался, показания его будут некорректными и он подлежит замене.

Последовательность замены:
1. Снять старый ПУ
2. Поставить новый ПУ
3. Подписать Акт установки и пломбировки нового ПУ с уполномоченной организацией или исполнителем коммунальной услуги.

(Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354
VII. Порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний)

С уважением,

пресс-служба Министерства строительства

и жилищно-коммунального хозяйства

тел. 8 (495) 7 348 580 доб. 50 701.

109 012, г. Москва, ул. Садовая-Самотечная, д.10/23, стр. 1

Ответ получен: Август 23, 2016 от органа власти Минстрой РФ