Образование для лиц с ограниченными возможностями

Какими федеральными и региональными (в Санкт-Петербурге) нормативными актами регулируется процесс получения общего образования (предусмотренного ст. 63 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») для взрослых людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, для тех, кто ранее проходил обучение в коррекционной школе VIII вида и не имеет аттестата. какие нормативные акты регулируют правила приема, количество часов, наполняемость классов при обучении взрослых людей по программам общего образования.

Ответ получен

Текст официального запроса #1

В Комитет по образованию Санкт-Петербурга
[email protected]

№ 857−2 от «16» декабря 2015 г.
ЗАПРОС РЕДАКЦИИ СМИ
о предоставлении информации

В соответствии с ч. 1 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в качестве принципа закрепляет обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
В соответствии со ст. 5 данного федерального закона в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья

На основании изложенного и руководствуясь ст. 29 Конституции РФ, ст. ст. 4, 6, 8 и 18 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ст. ст. 38, 39 и 40 Закона РФ «О средствах массовой информации», прошу предоставить в семидневный срок следующие сведения/документы:

1. Какими региональными (в Санкт-Петербурге) нормативными правовыми актами регулируется процесс получения общего образования для взрослых людей с ограниченными возможностями здоровья? Прошу предоставить перечень данных НПА.
2. Какими региональными (в Санкт-Петербурге) нормативными правовыми актами регулируется процесс получения общего образования для взрослых людей с ограниченными возможностями здоровья, которые ранее проходили обучение в коррекционной школе VIII вида и не имеют аттестата? Прошу предоставить перечень данных НПА.
3. Какие региональные (в Санкт-Петербурге) нормативные акты регулируют правила приема, количество часов, наполняемость классов при обучении взрослых людей по программам общего образования? Прошу предоставить перечень данных НПА.

Ответ прошу предоставить в установленный законом срок — 7 дней — по адресу электронной почты: [email protected]
В случае если запрашиваемая информация не может быть предоставлена в семидневный срок, в соответствии со ст. 40 Закона РФ «О средствах массовой информации» прошу уведомить об этом редакцию и указать причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок, а также дату, к которой будет представлена запрашиваемая информация, должностное лицо, установившее отсрочку и дату принятия решения об отсрочке.

Главный редактор

Суворова Т.А.

Запрос отправлен: Декабрь 16, 2015 в органы власти Комитет по образованию Санкт-Петербурга

Текст ответа #1.1

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

пер. Антоненко, д. 8, Санкт-Петербург, 190 000
Тел. (812) 570−3179 Факс (812) 570−3829
E-mail: [email protected]
http://www.kobr.spb.ru

Главному редактору периодического печатного издания «РосОтвет»

Т.А. Суворовой

Лиговский нр., д. 87, лит. А, и. 23-Н, офис 300, Санкт-Петербург

[email protected]

О рассмотрении обращения

Уважаемая Т.А.Суворова!

На Ваш запрос от 16.12.2015 № 857−2 о получении образования

совершеннолетними лицами с ограниченными возможностями здоровья Комитет по образованию сообщает следующее.

  1. Получение основного общего образования регламентируется Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ), приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», Законом Санкт- Петербурга от 17.07.2013 № 461−83 «Об образовании в Санкт-Петербурге»,

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.04.2015 № 355 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «Об образовании в Санкт-Петербурге».

Указанные нормативные правовые акты не содержат положений, определяющих «границу возраста» лиц, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, получающих основное общее образование.

Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является обеспечение права каждого человека на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.

В целях создания условий для соблюдения данных принципов, подбора образовательного учреждения необходимо выяснить причину, по которой у взрослого человека отсутствует тот или иной уровень образования.

Например, в Санкт-Петербурге создано образовательное учреждение, в котором получают образование поздноослепшие взрослые люди, потерявшие зрение в результате заболеваний или несчастных случаев. В данном образовательном учреждении взрослых людей заново учат читать, писать, познавать окружающий мир уже другим для них способом. Это уникальное учреждение, единственное в России.

Кроме того, при организации образовательного процесса взрослого человека с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать особенности личности, тяжесть имеющихся нарушений и, безусловно, его возраст. В настоящее время существуют различные формы обучения: очная, очно-заочная, в том числе
с использованием дистанционных технологий. Как правило, образовательный процесс взрослого человека организуется по индивидуальному учебному плану.

В целях определения образовательной траектории взрослого человека образовательное учреждение вправе провести промежуточную аттестацию. При этом такая аттестация не является отбором обучающихся, а служит только для определения класса обучения.

Отметим одну формальность — при зачислении обучающегося в тот или иной класс уровня основного общего образования необходимо установить, что он имеет начальное общее образование (соответствует требованиям ФГОС к выпускникам начальной школы), так как обучающиеся, не освоившие основной общеобразовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования (ч. 5 ст. 66 Федерального закона № 273-ФЗ).

Установление данного факта возможно в рамках проводимой диагностики.

  1. Прежде всего, следует отметить, что новый Федеральный закон № 273-ФЗ, как впрочем, и прежний Закон РФ «Об образовании», не предусматривает специального выделения пронумерованных видов специальных (коррекционных) школ. Согласно сложившейся практике специальные (коррекционные) школы VIII вида реализуют адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Создание отдельных образовательных организаций для таких детей предусматривается и в Федеральном законе № 273-ФЗ (ч. 5 ст. 79).

Согласно частям 4 и 6 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ документ об образовании установленного образца выдается лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, и подтверждает получение общего образования следующего уровня:

  • основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем образовании);
  • среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании).

Обучающиеся с умственной отсталостью по адаптированным основным общеобразовательным программам не проходят государственной итоговой аттестации, следовательно, выдаваемые им по окончании обучения документы не являются документами об образовании, а являются документами об обучении (ч. 1 ст. 60).

Согласно ч. 13 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении.

Лица, получившие такие свидетельства об обучении, юридически не могут быть отнесены к лицам, имеющим соответствующий уровень общего образования, а, следовательно, не могут поступать для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования.

Между тем, согласно ч. 9 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с различными формами умственной отсталости, не имеющими основного общего или среднего общего образования. Требование наличия основного общего или среднего общего образования при приеме на программы профессионального обучения Федеральным законом № 273-ФЗ не устанавливается

  1. Правила приема в конкретное образовательное учреждение на обучение по общеобразовательным программам в соответствии со статьей 55 Федерального закона № 273-ФЗ устанавливаются учреждением самостоятельно. Региональным нормативным
    актом, регулирующим вопросы зачисления в общеобразовательные учреждения, является распоряжение Комитета по образованию от 03.08.2015 N 3749-р «Об утверждении регламента образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, по предоставлению услуги по зачислению в образовательные организации, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях устанавливается в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015, и Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.

Количество часов устанавливается в соответствии с Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312, и отражается в образовательной программе общеобразовательного учреждения, составной частью которой является учебный план учреждения.

В целях организации работы государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, по разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, Комитетом по образованию издано распоряжение от 13.05.2015 № 2328-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2015/2016 учебный год» и направлено в администрации районов Санкт-Петербурга инструктивно-методическое письмо от 21.05.2015 № 03−20−2059/15−0-0 «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2015/2016 учебный год».

По вопросам получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья Вы можете обратиться в пресс-службу Комитета по образованию по телефонам: 310−58−21,417−27−48.

С уважением,

заместитель председателя Комитета

И.А.Асланян

Загрузить оригинал ответа

Ответ получен: Декабрь 24, 2015 от органа власти Комитет по образованию Санкт-Петербурга

Скачать ответ от Комитета по образованию Санкт-Петербурга

Текст официального запроса #2

В Министерство образования и науки Российской Федерации
[email protected]
№ 857 от «16» декабря 2015 г.
ЗАПРОС РЕДАКЦИИ СМИ
о предоставлении информации

В соответствии с ч. 1 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в качестве принципа закрепляет обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
В соответствии со ст. 5 данного федерального закона в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья

На основании изложенного и руководствуясь ст. 29 Конституции РФ, ст. ст. 4, 6, 8 и 18 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ст. ст. 38, 39 и 40 Закона РФ «О средствах массовой информации», прошу предоставить в семидневный срок следующие сведения/документы:

1. Какими федеральными нормативными правовыми актами регулируется процесс получения общего образования для взрослых людей с ограниченными возможностями здоровья? Прошу предоставить перечень данных НПА.
2. Какими федеральными нормативными правовыми актами регулируется процесс получения общего образования для взрослых людей с ограниченными возможностями здоровья, которые ранее проходили обучение в коррекционной школе VIII вида и не имеют аттестата? Прошу предоставить перечень данных НПА.
3. Какие нормативные акты регулируют правила приема, количество часов, наполняемость классов при обучении взрослых людей по программам общего образования? Прошу предоставить перечень данных НПА.

Ответ прошу предоставить в установленный законом срок — 7 дней — по адресу электронной почты: [email protected]
В случае если запрашиваемая информация не может быть предоставлена в семидневный срок, в соответствии со ст. 40 Закона РФ «О средствах массовой информации» прошу уведомить об этом редакцию и указать причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок, а также дату, к которой будет представлена запрашиваемая информация, должностное лицо, установившее отсрочку и дату принятия решения об отсрочке.

Главный редактор

Суворова Т.А.

Запрос отправлен: Декабрь 16, 2015 в органы власти Министерство образования и науки Российской Федерации
Ответ опаздывает на 818 дней