Ответственный за пассажиров в салоне эвакуируемого автомобиля

По прочтении следующих новостей: http://www.the-village.ru/village/situation/situation/179393-s-ulitsy-marata-evakuirovali-mashinu-s-grudnym-mladentsem-vnutri и http://www.the-village.ru/village/situation/situation/169975-v-nevskom-rayone-mashinu-evakuirovali-vmeste-s-pyatimesyachnym-rebenkom возник вопрос. По существующим правилам, эвакуация автомобилей с находящимися внутри пассажирами запрещена. Кто отвечает за то, чтобы в буксируемой машине никого не было? Кто должен проводить осмотр, и кто понесёт ответственность, если пассажир пострадает при отбуксировании?

Ответ получен

Текст официального запроса #1

В ГИБДД МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области

Факс: (812) 573−29−50

№ 668 от «13» апреля 2015 г.

ЗАПРОС РЕДАКЦИИ СМИ
о предоставлении информации

В городе Санкт-Петербурге участились случаи эвакуации транспортных средств припаркованных в не положенном месте с находящимися в салоне пассажирами (чаще всего с детьми младенческого возраста).

На основании изложенного и руководствуясь ст. 29 Конституции РФ, ст. ст. 4, 6, 8 и 18 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ст. ст. 38, 39 и 40 Закона РФ «О средствах массовой информации», прошу предоставить в семидневный срок следующие сведения/документы:

  1. Кто из субъектов, участвующих в эвакуации транспортного средства на штрафстоянку, должен следить за отсутствием в салоне автомобиля пассажиров?
  2. Кто понесет ответственность в случае, если пассажир буксируемого транспортного средства пострадает?

Ответ прошу предоставить в установленный законом срок — 7 дней — по адресу электронной почты: rosotvet@gmail.com

В случае если запрашиваемая информация не может быть предоставлена в семидневный срок, в соответствии со ст. 40 Закона РФ «О средствах массовой информации» прошу уведомить об этом редакцию и указать причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок, а также дату, к которой будет представлена запрашиваемая информация, должностное лицо, установившее отсрочку и дату принятия решения об отсрочке.

Главный редактор

Суворова Т.А.

Запрос отправлен: Апрель 14, 2015

Текст ответа #1.1

МВД России

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ и ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
(ГУ МВД России, но г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области)

Управление Государственной инспекции
безопасности дорожного движения

ул. Проф. Попова 42, Санкт-Петербург, 197 376

Главному редактору
периодического
печатного издания «РосОтвет»
Суворовой Т.А.

[email protected]

Ваше обращение, исходящий № 668 от 10.04.2015 г., в Управлении ГИБДД ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области рассмотрено.

По интересующему Вас вопросу сообщаю, что порядок задержания транспортного средства и перемещения его на специализированную стоянку в связи с совершением админи­стративного правонарушения в сфере безопасности дорожного движения, а также его возвра­та после устранения причины задержания регламентирован рядом нормативно-правовых до­кументов. Основными из них являются Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и соответствующие Законы Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.06.2012 г. № 343−54 и от 13.06.2012 г. № 46-оз, регулирующие вопросы перемещения за­держанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на их перемещение и хранение, возврата задержанных транспортных средств.

В соответствии с частью 3 статьи 27.13 КоАП РФ решение о задержании транспорт­ного средства соответствующего вида принимается должностными лицами, уполномочен­ными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Исполнение решения о задержании транспортного средства путем перемещения за­держанного транспортного средства на специализированную стоянку, хранение задержанно­го транспортного средства до устранения причины задержания, а также возврат задержанно­го транспортного средства осуществляются уполномоченной организацией, на территории обслуживания которой осуществлено задержание транспортного средства (статья 2 Закона Санкт-Петербурга от 20.06.2012 г. № 343−54). Особенности перемещения, хранения и возвра­та задержанных транспортных средств в соответствии с частью 8 статьи 2 указанного Закона устанавливаются Правительством Санкт-Петербурга.

Таким образом ГИБДД только лишь принимает решение о задержании, а непосред­ственным перемещением занимаются соответствующие уполномоченные организации, кото­рые осуществляют свою деятельность в соответствии с правилами, установленными регио­нальными Законами и актами Правительств Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Что же касается вопросов о том, кто должен следить за отсутствием пассажиров в са­лоне транспортного средства, эвакуируемого на специализированную стоянку, а также кто будет нести ответственность в случае, если пострадает пассажир перемещаемого автомоби­ля, то они в действующем законодательстве не прописаны. Поэтому и оснований для ком­ментирования, не содержащихся в нормативных документах положений, не имеется. А для устранения неопределенности в вопросе толкования деятельности субъектов по задержанию и перемещению транспортных средств целесообразно более четко и ясно на законодательном уровне прописать поэтапную технологию задержания и полномочия всех участвующих при этом сторон. Только подобные меры, а также разумная дорожная и тарифная политика поз­волят навести порядок и устранить разногласия в сфере задержания транспортных средств. К сожалению Управление ГИБДД разрешить данную ситуацию неправомочно.

Кроме того, в силу требований «Административного регламента…» утвержденного Приказом МВД РФ от 02.03.2009 г. № 185, Управление Госавтоинспекции дает консульта­ции по определенным вопросам, относящимся к конкретным событиям. Официальное толко­вание правовых ситуаций и нормативных актов, а также порядок их применения в общих случаях дается органами, издавшими закон или уполномоченными на это государством, и оно является обязательным для других субъектов. У ГИБДД официальным органом толкова­ния не является, а, следовательно, в силу нормативных документов официально может про­комментировать только лишь конкретную ситуацию, произошедшую с участием сотрудника ГИБДД в процессе осуществления последним государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспече­ния безопасности дорожного движения.

Заместитель начальника

В.А. Гранёв


Ответ получен: Апрель 17, 2015 от органа власти Автономная некоммерческая организация (АНО) «ТВ-Новости»

Скачать ответ от Управления ГИБДД ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - 1
Скачать ответ от Управления ГИБДД ГУ МВД по Санкт-Пертербургу и Ленинградской области - 2

Комментарий юриста относительно полноты ответа

Дарья Сухих:

Очень порадовало, что ответ от органа ГИБДД пришел так быстро, и что ответ достаточно подробный. Как пишет орган ГИБДД, законодательно вопрос о том, кто должен следить за отсутствием пассажиров в эвакуируемом транспортном средстве, не урегулирован. По мнению органа, этот вопрос действительно нуждается сейчас в более детальном нормативном закреплении, т. е. нужно законодательно прописать «поэтапную технологию задержания и полномочия всех участвующих при этом сторон». Приятно, что запрос РосОтвета смог обратить внимание органов ГИБДД на эту проблему! Может быть это послужит толчком к тому, чтобы органы власти обратились с инициативой о внесении изменений в законодательство с целью более подробно прописать процедуру эвакуации и возложить на определенных лиц контроль за отсутствием в салоне автомобиля пассажиров (мы попробуем дополнительно запросить, есть ли на данный момент такие инициативы).
Что касается вопроса об ответственности за вред, причиненный пассажиру эвакуируемого автомобиля, то здесь все же законодательство дает определенные ориентиры. В Гражданском кодексе РФ есть глава 59, которая регулирует вопросы возмещения вреда, причиненного имуществу, а также жизни и здоровью гражданина. Представляется, что в каждой конкретной ситуации именно на основании этих норм будет решаться вопрос о наличии оснований для возмещения вреда гражданину. Такая обязанность по возмещению вреда может быть возложена на организацию, непосредственно осуществляющую эвакуацию.